Сделать стартовой | Добавить в избранное | Отправить страницу другу

О НАС     ОСНОВЫ IR     УСЛУГИ     НОВОСТИ     INVESTORS     IR ВАКАНСИИ     ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ     КОНТАКТЫ    

Новости:

02.12.2009:
Рейтинговое агентство S&P представило результаты исследования прозрачности российских компаний электроэнергетики


23.11.2009:
Объявлены победители конкурсов годовых отчетов


16.11.2009:
Интервью с управляющим директором Франкфуртской фондовой биржи Райнером Риззом


27.10.2009:
IR magazine Russia & CIS называет лучших IR менеджеров России



Архив новостей

Подписаться на новости
Подписаться на новости

 


Вы здесь: ОСНОВЫ IR

Связи с инвесторами (Investor Relations – IR) - это специальность, лежащая на пересечении финансов, права и PR. Популярность этой профессии растет, IR-сферой начинают интересоваться все больше специалистов, профессионально занятых в области рынка ценных бумаг.
По определению Национального института по связям с инвесторами США (NIRI), Investor Relations – это долгосрочная стратегия, которая включает в себя финансовые, коммуникативные и маркетинговые элементы и дает инвесторам возможность получить точное представление о текущем состоянии компании и ее перспективах.
Термин «связи с инвесторами» (Investor Relations – IR) был сформулирован в 1953 году Ральфом Кординером (Ralph Cordiner), председателем совета директоров американской компании General Electric. Широкое признание в США эта деятельность получила в 1960-е годы благодаря так называемому шоу «пони и собачки» – хорошо поставленному мероприятию для аналитиков продающей стороны и частных инвесторов, обычно проводившемуся в офисах брокерских контор. Обязанности первых IR-служб заключались в распространении финансовой информации о компании или пресс-релизов о финансовых результатах и годовых отчетов.
Однако если в 1960-е годы наиболее распространенными клиентами на американском фондовом рынке были брокеры с «толстыми книгами» (базой обеспеченных клиентов) и индивидуальные инвесторы, то в 1970–90-е годы ситуация изменилась в связи с резко возросшей долей институциональных инвесторов. Тогда специалистам по IR пришлось учиться управлять отношениями с новыми, причем очень крупными, акционерами. Как следствие, возросла важность умения вести переговоры. Кроме того, увеличение количества институциональных собственников, многие из которых в любой момент были готовы начать продавать акции, привело к тому, что компании стали уделять намного больше внимания демонстрации результатов и квартальных отчетов о финансовых показателях, чем раньше.
В 1969 году в США была создана профессиональная ассоциация – Национальный институт по связям с инвесторами (National Investor Relations Institute - NIRI). Позднее такие организации появились во многих странах – Бразилии, Великобритании, Германии, Канаде, Финляндии, Франции, Японии и т. д., а в 1990 году они объединились в Международную федерацию по связям с инвесторами (International Investor Relations Federation).
В конце 1990-х на фондовых биржах США заметно увеличилось количество иностранных компаний, в том числе российских. «Пришельцы» были вынуждены перестраивать свои корпоративные стандарты в соответствии с новыми для себя правилами американского рынка ценных бумаг, что не могло не сказаться на их практике ведения бизнеса. Не стало исключением и повышение значимости IR-служб.

Основное место обитания IR-специалистов (Investor Relations Officer – IRO) – это публичные компании, акции которых торгуются на бирже. Однако в разных организациях функции IR-отделов могут пониматься по-разному, а передаваемые им компетенции – зависеть от выбранной стратегии и личных предпочтений топ-менеджмента. Где-то IR-деятельностью занимается отдельная служба, где-то она включена в состав департамента корпоративного управления. Бывает также, что функцию общения с частными инвесторами берет на себя секретарь совета директоров. Обычно численность сотрудников IR-отделов невелика – 1–3 человека, больше – уже редкость. Однако на этапе создания службы, когда бывает много технической работы, штат отдела может достигать и 5 человек.
Величина IR-отдела не зависит от размеров самой компании-эмитента. Все дело в активности или пассивности ее рыночной стратегии. Она может быть крупной, но не интересоваться мнением рынка, и наоборот, маленькой, но стремящейся активно развиваться на биржах. В первом случае не исключено, что на работу могут взять вчерашнего студента, обязанности которого сведутся к ответам на электронные письма и телефонные звонки миноритарных акционеров. Второй вариант предполагает наличие сильного IR-отдела, выполняющего работу по проведению годовых собраний акционеров, подготовке отчетности, презентаций и т. д.
Полноценная IR-деятельность подразделяется на несколько частей и охватывает все процессы, в которых затрагиваются права акционеров. Соответственно, к основным обязанностям IR-менеджера относится выполнение следующих функций:

 

Правовое регулирование
Организация IR службы
IR библиотека
IPO библиотека
Ресурсы IR
IR словари









 

© 2007-2009 IRConsult
Создание сайта - Алексей Ковалев

                Rambler Top100